События
"Хосписная помощь как общественный институт: анализ, проблемы, задачи"
19.10.2012
Резолюция
Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием
"ХОСПИСНАЯ ПОМОЩЬ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ"
г. Кемерово 10-11 октября 2012 года
Заслушав и обсудив доклады конференции, участники конференции «Хосписная помощь как общественный институт: анализ, проблемы, задачи» заявляют:
Здоровье человека, качество его жизни и социальное самочувствие являются в нашей стране незыблемым национальным приоритетом;
Участники поддерживают резолюцию Первого национального съезда врачей Российской Федерации;
Паллиативная, в том числе хосписная помощь в Российской Федерации является неотложной гуманитарной потребностью и неотъемлемым правом больных на получение специализированной помощи в терминальной стадии злокачественных заболеваний в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека. (ООН,1948);
В соответствии с Резолюцией 1649 (2009) Совета Европы, паллиативная, в том числе хосписная помощь является инновационным методом оказания помощи одновременно в сфере здравоохранения и социальной защиты;
Паллиативная медицинская помощь не является помощью для привилегированной части общества, а должна быть гарантирована всем без исключения гражданам Российской Федерации, которые в ней нуждаются;
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, паллиативная, в том числе хосписная помощь должна быть интегрирована в существующую систему здравоохранения и адаптирована к культурным и социально-экономическим условиям на всей территории Российской Федерации;
Доступность и адекватность паллиативной медицинской помощи и купирование тягостных синдромов, прежде всего хронического болевого синдрома, включают в себя доступность соответствующих медико-социальных служб и необходимых наркотических и иных лекарственных препаратов в адекватных количествах;
В настоящее время в Российской Федерации паллиативная медицинская помощь оказывается преимущественно выездными патронажными службами, в хосписах, отделениях паллиативной медицинской помощи, развернутых в регионах Российской Федерации по решению региональных органов управления здравоохранением при отсутствии должной нормативно-правовой базы.
Участники конференции, отмечая определенные позитивные сдвиги в развитии паллиативной медицинской помощи, признают наличие проблем, существующих в данной области:
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» не отвечает в полной мере философии и концептуальным подходам в организации паллиативной медицинской помощи;
В настоящее время отсутствуют единые медико-экономические стандарты паллиативной медицинской помощи;
Существующие методики определения потребности в лекарственных препаратах, в том числе психотропных и наркотических лекарственных средств, не отвечают современным требованиям, что приводит к неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Особую озабоченность вызывает недостаток неинвазивных наркотических препаратов пролонгированного действия, отсутствие наркотических препаратов короткого действия;
Нормативы потребности в инструментальном и техническом обеспечении, в предметах и средствах ухода не соответствует требованиям паллиативной медицинской помощи;
На федеральном уровне отсутствуют: свод правил по проектированию и строительству, санитарно-эпидемиологические требования к размещению, зданиям, сооружениям, помещениям и территории хосписов и отделений паллиативной медицинской помощи;
Отсутствует федеральная система статистического учета больных, нуждающихся в паллиативной помощи;
Крайне неудовлетворительными остаются условия работы персонала хосписов. На лицо несоответствие между тяжелыми условиями и уровнем компенсаций за труд. Психологические и физические перегрузки в сочетании с низкой оплатой труда приводят к текучести кадров, низкой укомплектованности.
В целях решения проблем и повышения качества паллиативной медицинской помощи участники конференции обращаются со следующими предложениями:
К Министерству здравоохранения Российской Федерации:
Создать в структуре Министерства здравоохранения Российской Федерации Департамент организации паллиативной медицинской помощи или ввести в структуру Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела отдел организации паллиативной медицинской помощи;
Ввести в номенклатуру главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации должность главного специалиста паллиативной медицины. Разработать поручение министра здравоохранения Российской Федерации о введении главного специалиста паллиативной медицины в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;
Разработать приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» в соответствии с философией и концептуальными подходами организации паллиативной медицинской помощи, с учетом рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ);
Ввести в номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения должность «Врач паллиативной медицины». Учитывая, что данная специальность вводится впервые, закрепить в законодательных актах возможность получения специальности «Врач паллиативной медицины» и допуск к работе на период с 01 января 2013 по 31 декабря 2014 года специалистов, прошедших тематическое усовершенствование в объеме 144 часов по теме: «Паллиативная медицина»;
Определить на нормативно-правовом уровне свод правил по проектированию и строительству, санитарно-эпидемиологические требования к размещению, зданиям, сооружениям, помещениям и территории хосписов с учетом специфики оказания медицинской помощи в данном учреждении здравоохранения и рекомендациям ВОЗ.
Разработать концепцию Национальной программы развития паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации, с учетом рекомендаций ВОЗ, включающей:
Удовлетворенность населения Российской Федерации паллиативной медицинской помощью;
Исполнение гарантий государства по оказанию паллиативной медицинской помощи инкурабельным больным, в том числе инструментальное и техническое обеспечение и обеспечение в предметах и средствах ухода;
Исполнение гарантий государства в области лекарственного обеспечения, а именно в доступности наркотических препаратов и препаратов для симптоматической терапии в адекватных количествах;
Образовательную политику в области паллиативной медицины;
Организацию программ по обмену опытом, по формированию позитивного имиджа Российской Федерации в зарубежных средствах массовой информации и в профессиональной медицинской среде;
Обеспечение информацией в области паллиативной медицинской помощи медицинских и социальных работников, пациентов и членов их семей, а также широкой общественности;
Разработать и утвердить Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации Методические рекомендации по определению и расчету потребности в наркотических средствах, психотропных веществах, адъювантных лекарственных препаратах, средствах реабилитации и ухода за тяжелобольными в соответствии с рекомендациями ВОЗ на всех этапах оказания паллиативной медицинской помощи;
Разработать форму статистической отчетности, характеризующей состояние паллиативной медицинской помощи;
Разработать комплекс мер, повышающих эффективность оказания паллиативной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
7. Создать и утвердить приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации рабочую группу по разработке приказа «Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации».
К Правительству Российской Федерации:
Внести на рассмотрение:
Включение в федеральную адресную инвестиционную программу плана по строительству хосписов как учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь;
Вопрос о льготном пенсионном обеспечении сотрудников кабинетов, хосписов и отделений паллиативной медицинской помощи;
Вопрос о выплате повышающего коэффициента учреждения сотрудникам кабинетов, хосписов и отделений паллиативной медицинской помощи в размере 50%, начиная с первого дня работы в данных учреждениях; 80 % повышающего коэффициента учреждения через 1 год после начала работы и 100% от оклада через 2 года начала работы;
К Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
Ввести в номенклатуру главных внештатных специалистов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации должность главного специалиста паллиативной медицины;
Разработать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение удовлетворенности населения субъекта паллиативной медицинской помощью: перспективы открытия хосписов и отделений паллиативной помощи в субъекте, планы развития имеющейся службы паллиативной медицинской помощи и т.д.;
Частично перепрофилировать коечный фонд с расширением количества коек паллиативной медицинской помощи;
Создать единую службу паллиативной медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации с единой организационно-методической базой и концепцией развития деятельности;
Определить нормативы численности кадров врачебного и среднего медицинского персонала паллиативной медицинской помощи с учетом структуры заболеваемости и смертности в субъекте Российской Федерации, в том числе по онкологическим, инфекционным, неврологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям;
Организовать обучающие школы в сфере оказания паллиативной медицинской помощи для персонала, пациентов и их родственников, по вопросам повышения уровня информированности в области паллиативной медицинской помощи.
Предусмотреть финансовое обеспечение повышающего коэффициента учреждения за работу в кабинетах, хосписах и отделениях паллиативной медицинской помощи.
Принять на уровне региона программу, направленную на формирование сети организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь пациентам с различными нозологическими формами заболеваний с целью сохранения качества жизни пациентам, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны.
|