Первый Московский Хоспис
Хотите помочь?Другие хосписыСрочная консультация  
 20 апреля 2024г., суббота   


Хоспис
Лечение и уход
Добровольцы
Библиотека
Мы благодарим
Вопрос-ответ
Контакты
ENGLISH VERSION

 

 
 
 
 
 
 
 

Библиотека

ХОСПИС: ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР

Одним из важных аспектов паллиативной медицины является психотерапевтическая помощь.
Медицинские сестры хосписа близко общаются с больным и имеют возможность существенно влиять на его психоэмоциональное состояние, а значит, своими действиями вольно или невольно воздействовать на качество жизни пациента как положительно, так и отрицательно.

Мы провели исследование, чтобы определить готовность медицинс­ких сестер хосписа к проведению квалифицированной психотерапев­тической беседы, которая может быть элементом диагностики про­блем пациента и методом лечения при оказании паллиативной помо­щи пациенту и его семье.

В анкетировании приняли учас­тие 32 медицинские сестры хоспи­сов г. Кемерово — областного и городского, а также городов Прокопь­евска и Новокузнецка (рис. 1, 2).

При анализе полученных ответов получены следующие результаты.

В среднем беседам с пациентом медсестры уделяют за рабочую сме­ну около 40 мин. Большинство (58%) тратит только 15 мин за всю смену! Лишь 17% респондентов раз­говаривают с пациентами больше часа в день. Это связано, прежде все­го, с большой загруженностью мед­сестры (в среднем на каждую из них приходится 20—25 пациентов, в ос­новном лежачих). На нехватку вре­мени пожаловались 48% опрашиваемых. На вопрос «Удается ли вам уделить внимание каждому пациен­ту за рабочую смену?» 32% медсес­тер ответили отрицательно. Между тем беседа - обязательный элемент терапии при оказании качествен­ной паллиативной помощи.

У многих пациентов в связи с за­болеванием возникают страх боли, смерти, снижение чувства собствен­ного достоинства, гнев по отноше­нию к родственникам и медицинс­ким работникам и т.д. Важно уметь убедить пациента в необходимости выражать вслух свои чувства, обо­значать и проговаривать свои пси­хологические проблемы. Так, 67% медицинских сестер уверены, что знают, как разговаривать с пациен­том, нуждающимся в паллиативной помощи, но только 50% респонден­тов за время своей практики беседо­вали с больными о страхе боли, смер­ти, возможности рецидива. При этом 8% медсестер отметили, что это не является их функциональной обязанностью.

Как известно, болезнь — это не чисто физическая проблема, это проблема всей личности человека. Поэтому так необходимо работать на формирование положительной мотивации, проводя систематические беседы с пациентом.

Но прежде всего медсестра долж­на сама для себя определить основ­ные жизненные ценности. Для это­го респондентам было предложено ответить на вопрос «Может ли чело­век влиять на течение своего заболевания?» и объяснить свою точку зрения. Лишь 12,5% медсестер счи­тают, что человек не властен над те­чением заболевания, так как тя­желая, неизлечимая болезнь — это судьба и никто не в силах изменить исход заболевания. Определение «воля к жизни» смогли дать только 55% опрошенных (желание жить, не падать духом, вести активный образ жизни, быть оптимистичным, бо­роться за каждый прожитый день). Это в большой степени отвечает об­щепризнанным принципам оказа­ния паллиативной помощи.

Медицинские сестры отметили, что в уходе за пациентом необходи­мо проявлять терпение, что данное качество особенно необходимо при оказании помощи инкурабельным больным. Особенно отрадно, что наши респонденты дифференциру­ют такие понятия, как жалость, со­болезнование и терпение, сострадание. При этом они категорически отрицают возможность выказыва­ния жалости и соболезнования пациенту по поводу случившегося за­болевания, так как это может быть крайне неприятно ему.

Исследования показали, что 80% медсестер пытаются использовать физические возможности пациента, а не сделать все за него. Большин­ство применяют и поощряют допол­нительные методы терапии.

Так, читать вслух для больных го­товы почти 70% медсестер, гулять с ними — 58%, заниматься физическими упражнениями — 25%, шитьем — 16%. Таким образом, почти каждая медсестра согласна использовать хотя бы один метод дополнительной терапии, только 12,5% медсестер от­казались проводить дополнительные занятия с пациентами. Это говорит о том, что большинство опрошенных все же приемлют принципы и спе­цифику оказания медицинской по­мощи в хосписе и обладают чувством эмпатии к пациентам.

Вообще сами медсестры отмеча­ют, что наиболее важным аспектом при оказании паллиативной помо­щи является обезболивание. Это объясняется тем, что болевой синд­ром резко снижает качество жизни и психоэмоциональное состояние. На втором месте по значимости, на их взгляд, стоят уход и симптоматическое лечение. И только 25% рес­пондентов отметили необходимость оказания психотерапевтической по­мощи пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Большинство медсестер хоспи­сов (75%) не определяют психоте­рапевтическую помощь как необходимый элемент паллиативной помо­щи. Только половина (50%) медсес­тер разговаривают с пациентами об их психологических проблемах. Не­большой процент (8%) медсестер вообще отрицают психотерапевти­ческую беседу с пациентом как свою функциональную обязанность. Хотя практически все сестры (87,5%) убеждены, что на течение болезни можно повлиять, улучшив психо­эмоциональное состояние пациен­та. Такое противоречие, возможно, сформировалось вследствие недо­статочной информированности медработников о современном со­стоянии паллиативной помощи, ее основных принципах.

2. Основной проблемой медработ­ников является большая загружен­ность, недостаточность временного ресурса для выполнения всех обя­занностей. Так, 32% медсестер не могут оказать внимание всем пациентам за рабочую смену. Это значи­тельно снижает качество и эффек­тивность оказываемой помощи.

3. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что медсест­ры недостаточно владеют навыками ведения беседы с инкурабельным пациентом и даже, по возможности, избегают разговора.

4. Медсестры осознают приори­тетность роли семьи, оказывают вни­мание родственникам пациентов. Но на этом фоне наблюдается тен­денция к снижению приоритетнос­ти личности самого пациента. Медработники хосписа должны пони­мать, что в их обязанности входит не только медицинский уход, хотя он, безусловно, имеет большое зна­чение, но и предоставление соци­альной, духовной и психологичес­кой поддержки.

Таким образом, для оптимизации психотерапевтической помощи па­циентам хосписа необходимо проводить с медперсоналом психологи­ческие тренинги, обучать навыкам ведения психотерапевтической бесе­ды, особенностям сознания и миро­ощущения человека с неизлечимым заболеванием, а также повысить зна­ния о паллиативной помощи мето­дом проведения семинаров, конфе­ренций.

Д.С. ЦЫПЛАКОВА,
преподава­тель Кемеровского областного медицинского колледжа
О.А. БЕРЕЗИКОВА,
главный врач Кемеровского областного хосписа
 

Журнал «Сестринское дело» № 3 за 2009 год

Copyright © Первый московский хоспис, 2006-2024. Все права защищены.